состояние души

Записная книжка

Не отказывайся в сердце своём

Previous Entry Share Next Entry
Крит (6). Религия минойцев
состояние души
edel
Поскольку жизнь минойцев была тесно связана с природой, именно она играла главную роль в минойской религии. Природа олицетворялась в образе женщины, Великой Матери, которая под различными именами выступает также в религиях восточных народов (Кибела, Иштар, Исида и др.). На Крите она, по-видимому, именовалась Ма.



Великая Мать имела три ипостаси: подземную (со змеёй), небесную (с голубем) и земную. Она была как дарительницей жизни, так и её «забирательницей».



Наряду с бессмертной богиней в критской картине мира был бог, который рождался, умирал и воскресал. Изображение бога на критских печатях и в статуэтках имеет весьма различный облик. Вначале он предстает ребенком на руках у богини, а затем получает статус её супруга. Рождение бога, его связь с образом богини и последующее умирание ассоциировались с природными циклами. Женское начало символизировало вечность природы, а молодой бог, который становился ее супругом, затем умирал, а после, с новой весной, опять воскресал, был символом хрупкой эфемерности жизни; рождения, смерти и возрождения.

Жрицами Богини являлись, конечно, женщины. Они совершали ритуалы, в которые входили танцы, жертвенные подношения, в том числе «кровавые» - кровь жертвенных животных, часто бычья. Она подносилась в особых сосудах – ритонах – искусно сделанных в виде рога. Несмотря на жертвоприношения, нет никаких данных о следах архаического варварства, присутствующего в ранних и даже весьма поздних языческих культах.

Характерным для минойского Крита является отсутствие храмов – обстоятельство, отличающее минойскую религию от египетской и месопотамской. Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах («утробах Земли»), а также в домашних святилищах.

Религиозные обряды справлялись в праздничной атмосфере – лёгкой, радостной, светлой, которая отгоняла страх смерти. Вообще празднества и игры как составной момент культа были необычайно характерны для минойской культуры. И эта особенность перешла впоследствии к Элладе.

Самым важным и в то же время самым опасным из культовых игр-обрядов был обряд тавромахии. Ефремов описывает его так: «священная и смертельно опасная игра с особой породой гигантских быков, выведенных на Крите и ныне исчезнувших. /…/ Длиннорогие пятнистые быки олицетворяли сокрушительного Колебателя Земли Посейдона», от гнева или милости которого зависело благополучие и жизнь минойцев. «Девушки-таврополы представляли главных действующих лиц в этом священном ритуале, древний, позднее утраченный смысл которого заключался в победе женского начала над мужским, богини-матери над временным своим супругом. Мощь грозного животного растрачивалась в танце – борьбе с невероятно быстрыми прыгунами-девушками и юношами, специально подготовленными для балета смерти знатоками сложного ритуала. Критяне верили, что этим отводится гнев бога, медленно и неумолимо зреющий в недрах земли и моря».



Ученый Рейнольдс Хиггинс описывает этот обряд как командную игру: «Молодые мужчины и женщины, разделившись на команды, по очереди старались схватить за рог нападающего быка и запрыгнуть ему на спину».

А Райан Айслер добавляет: «Равноправное партнерство между женщинами и мужчинами, характерное для минойского общества, нигде, наверное, не проявлялось так ярко, как в этих священных играх с быками, когда молодые женщины и мужчины выступали вместе и вверяли друг другу свою жизнь. Эти ритуалы, сочетавшие в себе возбуждение, мастерство и религиозный пыл, также стали характерными для минойского духа и по другой важной причине: они были рассчитаны не только на личное удовольствие или спасение, но и на то, чтобы просить божественные силы о благополучии для всего общества».

  • 1
несколько раз перечитала...

Ма. Ма-ма :)

(Deleted comment)
Тут я отвечу словами Риан Айслер: «Крит не был некоей идеальной утопией, но вполне реальным человеческим обществом, полным проблем и недостатков. Это было общество, возникшее несколько тысяч лет назад, когда еще не было ничего похожего на то, что мы теперь называем наукой, когда люди пытались объяснить явления природы через анимистические представления и задобрить их жертвоприношениями».

Но тем не менее это было общество, пошедшее по прогрессивному пути модели партнёрства, не господства. Общество, в котором этические и эстетические ориентиры формировались под влиянием как мужской, так и женской энергий, которые взаимодополняли друг друга как равноправные части единого целого. И пример Крита - это историчский пример того, каких вершин может достигнуть искусство и культура (каких вершин она смогла достигнуть даже в те далёкие времена), если будет нащупывать путь созидания и партнёрства, а не разрушения, захвата, подчинения и господства. Нам есть, чему поучиться у древних критян :)

Древний Крит. Часть 6. Религия минойцев

Пользователь 3ttt сослался на вашу запись в записи «Древний Крит. Часть 6. Религия минойцев» в контексте: [...] ;(или у  в журнале) Оригинал взят у в Крит (6). Религия минойцев [...]

Древний Крит. 5.

Пользователь ltraditionalist сослался на вашу запись в записи «Древний Крит. 5.» в контексте: [...] пока нигде не найдено. Другие уверены: диск был изготовлен на Крите. Крит (6). Религия минойцев [...]

Спасибо за серию постов о Крите.
Насчёт отсутствия "данных о следах архаического варварства" и "лёгкой, радостной, светлой" атмосфере религиозных обрядов... К своему огорчению, обнаружил сведения об обратном. Сначала в передаче "Час истины" (http://www.youtube.com/watch?v=kvCbdICddMQ#t=82) услышал о сделанной ещё в 1979 г. находке на Крите - следах человеческих (детских) жертвоприношений. Потом ссылка на эти же данные нашлась в научной статье 1996 г. (http://annales.info/greece/otto/god.htm):
"Другое, более раннее свидетельство — это археологическая находка, сделанная П. Уорреном в 1979 г. в позднеминойском городе Кноссе. В южной части некоего здания <...> были найдены 218 человеческих костей и черепов от трех-шести лиц. Остатки скелетов принадлежат детям в возрасте примерно 10-15 лет. На многих костях есть следы скобления («примерно на 11% ясно различимы резаные метки»), что служит несомненным признаком антропофагии. Никаких следов воздействия огня на костях не замечено («явно имеют вид необожженных»), поэтому археолог и пришел к заключению, что эта находка свидетельствует о культовой омофагии (пожирании сырого мяса)".

Edited at 2014-01-06 07:27 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account